Сусальное золочение: от А до Я

Реставрация объектов культурного наследия довольно сложный процесс, требующий высокую квалификацию мастеров, производящих работы. Соприкасаясь  с историей, и воссоздавая ее утраченные фрагменты, важно сделать так, как было в оригинале. Ничего не испортить и не вносить свои корректировки  в ушедшие эпохи.  Вместе со всей сложностью – реставрация, ко всему прочему, является очень интересным процессом, объединяющим  множество направлений. Сегодня пойдет речь о позолотных работах, в частности о сусальном золочении.

Сусальное золочение: от А до Я

Что такое сусальное золото и преимущества его использования.

 Сусальное золото - это тончайшие листы золота высшей пробы, наносящиеся на поверхность реставрируемых или декорируемых изделий. Данный вид позолоты пользуется большой популярностью в реставрации и восстановлении интерьеров и экстерьеров. Классическая и благородная техника золочения сусалью изобретена очень давно. Если быть точным – 1700 лет назад.  В наше время данная технология  несколько модифицировалась, но не утратила своей популярности и широко используется в отделке интерьеров и реставрации старинных предметов. Данный способ реставрации и декорации является  достаточно дорогим, ведь  для золочения используется настоящий драгоценный металл.

 Из чего изготавливается сусальное золото?

 Тончащие листы сусали производят из золота высшей пробы. В зависимости от применения и для придания необходимых свойств и оттенка  в сусальное золото могут добавляться различные металлы: серебро, алюминий, медь и другие.  Оттенок сусального золота выбирается в зависимости от задумки реставраторов и желания заказчика. Например, для придания красного оттенка используется  сплав с медью. Чтобы получить зеленоватый оттенок – применяют сплав с серебром.

Основные достоинства применения сусального золочения:

  • используется настоящее золото ;
  • придает изделию или интерьеру дорогой и необыкновенный внешний вид;
  • не окисляется;
  • не тускнеет;
  • не теряет своих свойств с годами.

 Оригинал и «золотозаменитель»

В зависимости от стоимости и достигаемого качества используют 2 основных вида сусального золочения:

  1.  Дорого и качественно:

Сусальное  золото – золото 96-й пробы изготовляется путем ковки и укладывается в книжки по 10 и по 60 листов.  Листы очень тонкие и измеряются микронами, поэтому различают сусальное золото по весу книжки. Требует тщательной и правильной обработки поверхности и большого опыта работы позолотчика-реставратора.

 

2.       Дешево и сердито:

Поталь (шумиха) – металлическая фольга  или заменитель сусального золота. Изготавливается из недорогих металлов, поэтому стоит дешево. Один лист шумихи в несколько раз толще оригинального сусального золота. Это упрощает работу позолотчика и  не требует его высокой квалификации. Книжки по 25-30 листов. 

  1.  


 

Технологии нанесения сусального золота в реставрации.

    В зависимости от материала обрабатываемой поверхности и месте его расположения (интерьер/экстерьер) используют три основных метода золочения:

    1. Масляное,
    2. Клеевое,
    3. Полиментное.

    Масляное золочение.  Используется для реставрации и восстановления  предметов, подверженных атмосферному влиянию. Это церковные купола, решетки, ограды, кровля, Требования к материалу:  металл, гипс, папье-маше, дерево, стекло, фарфор.

     Технология масляного золочения: 

    Первым делом  очищают рисунок и подготавливают поверхность, шпаклюя дефекты в виде впадин, щелей, трещин и царапин. После тщательного высыхания, зачищают шпаклевку.  Далее, в зависимости от зернистости и пористости поверхности, наносят несколько слоев грунта,  минимум три слоя.  Грунт возможно подкрасить  разными цветами, для придания нужного оттенка позолоты. Когда грунт высох, его обрабатывают наждачной бумагой и очищают рисунок. Следующий этап -  6 до 10 слоев лака, со шлифовкой наждачкой после каждых 2-х или 3-х слоев. Далее следует полировка поверхности до блеска и покрытие масляным лаком. Последний этап  – покрытие сусальным  золотом  или поталью реставрируемой поверхности.

    Использование технологии масляного золочения позволяет получить  разные виды позолоты - матовое, матовое бархатистое, под зерно и глянцевое  золочение. 


    Клеевое золочение.
    Используется  при реставрации  интерьера и предметов интерьера, преимущественно  для золочения деревянных изделий. Также клеевое золочение используется для реставрации гипса, папье-маше.

     Технология клеевого золочения:

    По аналогии с масляным золочением сначала подготавливают поверхность и очищают рисунок орнамента , заделывая шпаклевкой крупные впадины, щели, трещины, царапины.  Далее, на высохшей  поверхности  зачищают шпаклевку и наносят на нее мездровый клей. После – покрывают  левкасом –  смесь, состоящая из клея и мела. Наносят около 9 слоев с промежуточной шлифовкой и расчисткой орнамента. Последний слой обрабатывают мелкой наждачной бумагой  и полируют. Места золочения смачивают водкой или спиртом, разведенным примерно до 25 градусов, и осторожно накладывают листы сусального золота. Подсохшую поверхность аккуратно обметают мягкой кистью, убирая излишки.При использовании технологии клеевого золочения, золото становится матовое. Однако, применяя  другие клеящие составы,  можно получить и глянец. 

    Полиментное золочение.  Используется для реставрации предметов интерьера. Данный метод дороже предыдущих в несколько раз, так как требует дополнительной обработки поверхности и полировки золота. Однако получаемый эффект  золочения превосходит все остальные, поскольку золото полируется.  Полимент – это специально приготовленный состав,  основной компонент которого - мелкозернистая жирная глина  темно-красного цвета (болюс).

     Технология полиментного золочения:

    Повторяет технологию клеевого золочения до этапа нанесения левкаса со шлифовки слоев, далее идут изменения. Последний слой обрабатывают мелкой шкуркой и наносят приготовленный полимент, смешанный с яичным белком ( 5-б слоев). После полного высыхания  полимент полируют щетинной кистью или сукном. Далее, как и в клеевом золочении, места нанесения золота смачивают водкой или спиртом разведенным примерно до 25 градусов и аккуратно накладывают листочки золота. После того, как поверхность немного просохла, золото полируют агатовым зубком или аналогичным по свойствам камнем, после этого золото начинает блестеть.

     

    Задача реставраторов.

    Как мы видим, существует несколько технологий реставрации золочения, и их выбор определяется многими факторами. Однако достигаемый эффект зависит не столько от знания мастером технологий, сколько от опыта выполнения такой работы и квалификации. Нашими реставраторами восстановлено большое количество изделий и помещений, требовавших воссоздания позолоты, в том числе – старинных предметов различных исторических эпох.

    Среди них следует отметить реставрацию в Золотой гостиной Аничкова дворца, реставрацию помещений в Павловской дворце, реставрацию Большой церкви в Зимнем дворце.

    Существует множество получаемых эффектов  позолоты: матовая, с эффектом старения, глянцевая, золочение различными оттенками. Наши реставраторы с точностью воспроизведут эффект золочения, используемый при создании предмета.  Поэтому позолота будет выглядеть так же, как в оригинале.

    Задача наших реставраторов  -   не только воссоздать утраченную позолоту, но и сделать следы реставрации незаметными. Задача не из легких. Неаккуратно нанесенное покрытие ухудшает внешний вид изделия, а исправить неправильно сделанное иногда бывает практически невозможно. Поэтому доверять реставрацию позолоты интерьеров/экстерьеров  важно только опытным и квалифицированным  мастерам.