Великое - вечно!

ООО «Меандр» выполняет работы по реставрации живописи пристенных и пристолпных киотов в интерьере Успенского кафедрального собора города Смоленска.

Великое - вечно!

Совсем недавно в Успенском кафедральном соборе города Смоленска были закончены работы по реставрации великолепного предалтарного иконостаса, выполненного в середине 18 века в стиле «барокко» русскими и украинскими мастерами – резчиками и позолотчиками.

На этот раз будет восстановлена живопись резных киотов у столбов, выполненных в тон предалтарному иконостасу Успенского собора в 1746 году. Произведения были созданы мастерами живописного дела Андреем Мастицким и Федором Олицким. Краски для киотов выбраны не простые, а венецианские с берлинским лазуром, нанесенные на предварительно грунтованную основу. Роспись выполнена в стиле «барокко» с характерными для него «российскими» чертами. Оно более жизнерадостно и декоративно, чем на Западе. Орнаментальность достигает пределов возможного.


Сложность предстоящей реставрации заключалась в том, что живописные сюжеты, написанные смоленскими мастерами в середине 18 века согласно «реестру», составленному тогдашним епископом Гедеоном Вишневским (который сам отбирал сюжеты будущих композиций), находились под многочисленными записями и поновлениями разного периода времени. В 70-ые годы 20-ого столетия живописное убранство Собора было в очередной раз грубо переписано.

Толстый слой воска,  нанесенного на живописные композиции при предыдущих реставрациях, с годами сильно потемнел, изображения были трудноразличимы и полностью утратили экспозиционный вид. Большая часть из них находилась в аварийном состоянии,  в том числе и из-за пересыщенности реставрационными материалами.

Художникам-реставраторам пришлось слой за слоем удалять поздние записи и восковые вставки, пока не удалось раскрыть первоначальную картину. Живопись в стиле «барокко», появившаяся в России в XVIII веке, поражает яркостью красок, изумительной пластикой и богатством образов.

В результате расчистки от поздних наслоений во многом удалось вернуть изначально задуманные тональные и цветовые отношения, а также зрительные эффекты, создаваемые изящными золотыми и серебряными орнаментами и ассистами.

Позади большая кропотливая работа по  укреплению красочного слоя и авторского левкаса, заделке трещин и сколов основы, подведению реставрационного левкаса. Из-за большого количества воска, которым пропитаны живописные доски, применение традиционных методов реставрации не всегда было оправданным, поэтому были применены современные материалы по укреплению красочного слоя, которые предварительно опробовали непосредственно для этого объекта на этапе натурных исследований.

Подробно тема монументальной живописи рассмотрена в нашей статье "Монументальная живопись. Холст - архитектура."

Далее – живописная реставрация с элементами воссоздания утраченных фрагментов, для которых будут изготовлены эталоны в натуральную величину, а ведь центральные части живописных изображений святых имеют площадь около восьми квадратных метров.

В заключении хочется поблагодарить Пользователя Успенского кафедрального собора – Смоленскую митрополию за оказанное содействие и помощь в проведении реставрации. После работ живопись будет находиться под защитой митрополии. Это дает прекрасную возможность современному обществу ознакомиться с работами прославленных мастеров прошлого, окунуться в эпоху барокко XVIII века. Стать немного причастным к великим шедеврам, которые останутся вечно в нашей памяти и в памяти будущих поколений.