Интервью Генерального директора "Меандр" Завадской Елены Николаевны для альманаха "Деловые женщины России 2018"

Генеральный директор компании "Меандр" Завадская Елена Николаевна приняла участие во всероссийском национальном проекте "Деловые женщины России 2018"

Интервью Генерального директора

1.     Компания «Меандр» уже второе десятилетие работает на строительном рынке, и преимущественно  – в сегменте восстановления архитектурных ценностей, верно? В каких еще регионах, кроме г. Санкт-Петербурга Вашей фирме уже доводилось восстанавливать исторически значимые объекты?

 «Меандр» помимо реставрации объектов культурного наследия, занимается строительством, реконструкцией и проектированием, но как Вы верно заметили, основным видом деятельности являются реставрационные работы.

Начиная с 2014 года география нашей деятельности выходит за рамки Санкт-Петербурга.  Уже в 2016 году «Меандр» параллельно работал над 15 проектами в таких городах как Москва, Великие луки, Севастополь, Псков, Владимир, Гороховец, Ялта, Керчь, Судак и др.

Реализованные объекты в 18 городах 9 регионов страны – результат, которым мы можем по праву гордиться. В ближайшей перспективе нашей целью является наращивание присутствия в наиболее инвестиционно-привлекательных регионах страны, целевыми из которых продолжают быть Санкт-Петербург и Ленинградская область, Республика Крым, Московская, Ростовская области и ряд других регионов.

2. Сколько всего объектов за годы деятельности компании «Меандр» получили «второе дыхание» и, обновленные стараниями ваших специалистов, сегодня благополучно функционируют?

Оценивать результаты, отталкиваясь от количественных показателей было бы неправильно, хотя это, несомненно, один из ключевых индикаторов эффективности деятельности.

Уникальность реставрируемого памятника архитектуры, масштаб, сложность и качество выполненных работ по его сохранению, значимость объекта для культурного наследия – вот критерии, определяющие наш профессиональный рост.

За 11 лет деятельности нашими специалистами накоплен колоссальный опыт и знания, которые позволяют реализовывать сложные и уникальные проекты.  Из более чем 200 реализованных объектов большинство являются памятниками культурного наследия федерального и регионального значения, а 5 включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 3. Какие  из выполненных объектов Вам особенно дороги?

Монументальная живопись. Успенский собор

 

 

В 2016 году мы закончили реставрацию монументальной живописи в Успенском кафедральном соборе г. Смоленск.  Уникальность проведенных работ заключается в том, что мастерам удалось восстановить изначальные композиционные, тональные и цветовые решения художников-иконописцев, скрытые под многочисленными записями ипоновлениями. Результат поражает! Это наш самый масштабный проект работы с живописью.

 

 

В 2017 году «Меандр» закончил масштабные реставрационные работы на одной из главных достопримечательностей Крыма – Генуэзской крепости в городе Судак, первые упоминания о которой датируются 212 годом. Это была первая со времен СССР масштабная реставрация объекта.

Предметом особой гордости является участие в ремонтно-реставрационных работах на "Ансамбле Новодевичьего монастыря" в Москве, являющемся объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. В начале года «Меандр» выиграл конкурсы на продолжение работ на объекте. Будут отреставрированы Усыпальница Прохоровых, Усыпальница Волконских, Покровская церковь над южными воротами. 

 

Как я уже отмечала, мы активно наращиваем производственные объемы в строительстве. Так, например, в Санкт-Петербурге нами достроено Новое здание Российской национальной библиотеки общей площадью 47 000 кв. м., отвечающее современным требованиям хранения фондов. В библиотеке смонтирована уникальная система транспортировки фондов в читательские залы.

 

 

4.  Почему Вы дали Вашей компании такое название – «Меандр»? Что оно означает?

Когда мы выбирали название бренда, мы четко определили, что оно должно быть понятно нашей целевой аудитории и связано с архитектурой.

Меандр - это такой распространённый орнамент, известный еще с времен палеолита. У греков он символизировал вечность, такое философское понятие, при котором свойство и состояние чего-либо не подлежит влиянию времени.

Реставрация — это своеобразный способ достижения вечности, получаемый воссозданием: стареющее, сменяемое новым, становится бессмертным.

 

 5.     Применяете ли в работе инновационные материалы, технологии, приемы?

Реставрационные технологии более консервативны, если их сравнивать с другими областями строительства, где постоянно требуются инновации, современные методы и приемы. Это обусловлено тем, что основной задачей реставрационных работ является придание объекту первоначального облика, соответственно и технологии, по которым этот объект реставрируется, должны быть мало отличимы от оригинальных. Все применяемые при производстве работ материалы зачастую должны отвечать одному единственному требованию – иметь свойства близкие к оригинальному составу, применявшегося при первоначальном возведении объекта - сложно говорить о чем-то в корне инновационном. То же касается и технологий производства работ.

С новым строительством все в точности наоборот. Мы постоянно следим за новыми тенденциями и успешно применяем в своей практике современные технологии с использованием инновационных материалов.

 6. Как решаете задачи, связанные с подготовкой кадров, повышением квалификации работников?

Кадров, имеющих достойный опыт в реставрации на рынке труда, не так уж и много, поэтому мы стремимся углублять навыки и знания своих сотрудников, отправляя их на профессиональную подготовку в центры повышения квалификации. Наши сотрудники регулярно проходят аттестацию министерства культуры РФ.

 Также у нас развита система наставничества – новые специалисты проходят практическое обучение у коллег, имеющих более богатый опыт в реставрации и сохранении объектов культурного наследия.

7. Есть ли у Вас пожелания в адрес законодательной части организации тендерных конкурсов на реставрационные, строительно-монтажные работы, либо в части регламентирования подрядных отношений.

На мой взгляд, Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в нынешней редакции не удовлетворяет задачам по реализации проектов реставрации. Архитектурные памятники нуждаются в особом подходе, а процесс реставрации очень сложный сам по себе.

Даже при самом тщательном обследовании памятника архитектуры, заранее все предусмотреть невозможно. Часто выявляются непредвиденные объемы работ, которые не включены в техническое задание. Получается, что текущие работы вынужденно приостанавливаются. На выявленный объем, в случае, когда его реализация превышает 10 % фактической цены Контракта, должен быть выбран новый подрядчик. 

Подготовка всей документации, сбор согласований и разрешений, конкурсные процедуры занимают неоправданно долгое время, нарушаются сроки. Возникает ситуация, когда работы на объекте приостановлены, сроки сдвигаются, идет разрыв технологического процесса.